Если вы получили приглашение на собеседование, значит,
работодатель заинтересовался вашей кандидатурой. Известно, что произвести
первое впечатление можно только единожды. И в этот небольшой промежуток времени
вам необходимо успеть многое – продемонстрировать уровень образования,
профессиональной компетентности, узнать об особенностях работы и оставить
впечатляющий след от умения слушать и вести диалог.
Чтобы все это удалось, психологи разработали рекомендации, которые
помогут пройти собеседование успешно.
1. Заготовьте
вопросник.
Продумайте, что можно спросить и какие вопросы вам могут задать на встрече с
работодателем.
2. Соберите информацию. Позвонив на будущую работу,
попытайтесь узнать, как проводится собеседование, устно, письменно или в виде
тестов. Сколько этапов предполагается и кто будет их проводить. Из газет и
других источников желательно узнать как можно больше сведений о предприятии,
его репутации, успехах на рынке.
3. Уделите внимание
собственной презентации. Для этого соберите все документы, свидетельства повышения квалификации и
подтверждения производственных успехов. Держитесь с достоинством, но без
снобизма.
4. Продумайте, что
надеть на собеседование. Даже если вы предпочитаете спортивный стиль, или авангард, сделайте
исключение из правила для такого случая. Чтобы это удалось, потребуется
наблюдательность и немного терпения. Остановите свой взгляд на костюме,
наиболее подходящему цели и антуражу разговора и постарайтесь, чтобы его вид
соответствовал корпоративным нормам, принятым в компании.
5. Будьте пунктуальны. Помните, точность – вежливость
королей. Опоздание недопустимо, как впрочем, и приход за полчаса до
назначенного срока. Постарайтесь прийти за пять-семь минут до встречи.
6. Помните о первом
впечатлении.
Известно, что первые секунды самые важные и человек, беседующий с вами, делает
важные суждения именно в этот период.
7. Постарайтесь задать
нужную тональность с первых минут. Для этого улыбнитесь, вежливо поздоровайтесь, представьтесь.
Поддержите разговор с работодателем о погоде, скажите о том, что вы легко нашли
организацию.
8. Обращайте внимание
на мелочи. Допустим,
вы ждете своей очереди на собеседование. Предприятие расширилось и ведется
массовый прием сотрудников. Если вы заметили, что кто-то зашел в кабинет вне
очереди, воспримите это как рабочий момент, не устраивайте выяснений. Менеджеру
по персоналу не придется предлагать вам тест на стрессоустойчивость – вы уже
проявили себя.
9. Старайтесь говорить
правду. Во-первых,
за вашими эмоциями наблюдают. Во-вторых, может быть применена тактика
перекрестного опроса, когда спрашивают несколько интервьюеров, и вы можете
сбиться, если говорите неискренне. В-третьих, помните, что информацию о вас
всегда могут проверить.
10. Умейте
формулировать вопросы и предложения. Не начинайте вопрос со слова «почему» – это выдает скрытую
критику. Объясняя отсутствие необходимой компетенции, лучше избегать
формулировок типа «я был занят, у меня не хватало времени изучить программу» –
таким образом, вы демонстрируете свой непрофессионализм.
11. Не расслабляйтесь. Атмосфера доверия, которую может
создать квалифицированный менеджер по персоналу, больше нужна для создания
впечатления о вас, чем для доверительной беседы по душам. Поэтому продумайте,
как ответить на вопросы об отдыхе, хобби, о том, в каком качестве вы видите
себя на работе через несколько лет.
12. Подумайте, как
рассказать о своих недостатках. Конечно, если только о них спрашивают. В этом случае стоит
вспомнить, что недостатки – это продолжение наших достоинств. Например,
скрупулезность, методичность, стремление вникнуть в мелочи может раздражать в
обычной жизни, а на работе быть весьма полезным качеством.
13. Помните о табу. Тактично уйти от вопросов о
вероисповедовании, принадлежности к партии, политических взглядах, сложностей в
семейных отношениях – это ваше право.
Желаем удачи!
|